- 01.03.2022
- Category: Мақалалар

Фонды областного историко-краеведческого музея г.Семей хранят уникальные и интересные экспонаты. В экспозиции «Интерьер городского жителя конца ХІХ и начала ХХ веков» представлены предметы быта: стенка дубовая, стол, венские стулья, европейский диван, пианино, граммофон и горка для посуды. Среди многообразия изделий из фарфора, керамики и стекла, особое место занимает чайный сервиз начала ХХ в., изготовленный на Кузнецовской фарфоро-фаянсовой фабрике. В чайный сервиз входят чашки с блюдцами на 12 персон, заварочный чайник и молочник. Кузнецовский фарфор – одна из самых узнаваемых марок не только в России, но и в мире. Несмотря, на свой возраст, он манит нас красотой, изяществом форм, плавностью линий. Предметы этой фабрики пропитаны историей, духом минувшей эпохи и кропотливым трудом, работавших над их созданием мастеров.
Основателем династии был Яков Васильевич Кузнецов, который в 1810 году основал первое кустарное фарфоровое производство. Главным достоинством кузнецовского фарфора и керамики было очень высокое качество, он был рассчитан на все слои общества. На фабриках изготавливали столовую и чайную посуду, всевозможные декоративные фигурки, вазы, шкатулки, изразцы для печей, техническую керамику.
Терентий Яковлевич Кузнецов – человек, с которого началось производство русского фарфорового концерна. Он в 1832 году приобрел пустошь Дулево, расположенную во Владимирской губернии – землю разорившихся помещиков Сарычевых. Это была низкая, заболоченная земля, непригодная для земледелия, покрытая лесами. Терентий Кузнецов тогда владел на паях заводом по выпуску фаянсовой посуды, поэтому хорошо знал, что для такого производства нужно много топлива и дешёвая рабочая сила. В Дулево и в его окрестностях и того, и другого было предостаточно. Пустошь окружали лесные массивы, а местные жители кормились ремёслами. Кузнецов понял, посещая базары и ярмарки и видя, что посуда кустарных гжельских мастерских раскупается только крестьянами, а народ более состоятельный такой низкокачественный товар не покупает. Посуда кустарей была непрочной, нечёткой формы, плохо глазированная, она не составляла конкуренции изделиям будущей фарфоровой фабрики. Продуманная технологическая цепочка и чёткое разделение её на отдельные операции обещали рост производительности. После запуска нового предприятия все расчёты оправдались. Начало империи Кузнецова было положено. Заложил Терентий Яковлевич и основы семейного стиля ведения бизнеса, любой ценой добиваясь цели, переманивая к себе мастеров высокого класса, работающих на конкурентов. Так он поступил с живописцами посудного завода Сафронова – уговорил владельца сдать завод в аренду, а затем и полностью выкупил предприятие. Сын его Сидор Кузнецов после кончины отца перевёл всех художников в Дулево, обогатив фарфор фирменными прозрачными красками.
Кузнецовы стремились расширить дело. В 1843 г. Сидор открыл ещё один фарфоровый завод, теперь в Риге – топлива в городе хватало, а наличие порта обеспечивало быструю доставку материалов и вывоз готовой продукции. Городские власти дали под строительства завода участок земли на окраине города, постепенно здесь появилась целая улица, застроенная зданиями контор фарфорового завода и жильём для заводских рабочих, доставляемых из Гжели. Назвали ее Московской.
Сидор Терентьевич постепенно развивал производство и ждал наследника. Когда в семье уже было три дочери, в 1846 г. появился на свет сын Матвей. Воспитывали его в строгости, в 15 лет он был отправлен на рижскую фабрику к управляющему Рудакову на учёбу. Одновременно он постигал теорию бизнеса, поступив в Рижское коммерческое училище.
В начале 1864 г. Сидор Кузнецов умер. Ещё несовершеннолетний Матвей сразу стал управлять фарфоровым бизнесом, сначала под присмотром зятьев-попечителей, а с 1867 года самостоятельно. Матвей поставил перед собой задачу расширить доставшееся по наследству дело. В 1870 году он купил фабрику Ауэрбаха в с.Кузнецово под Тверью.
Матвей Сидорович Кузнецов был амбициозен, и хоть и выпускал фарфор, рассчитанный на широкого потребителя, для выставок Кузнецовский фарфоровый завод изготавливал высокохудожественные образцы. Так, в 1882 году завод участвовал в столичной Всероссийской художественно-промышленной выставке. Кузнецов выстроил демонстрационный павильон, да ещё помог украсить, причём безвозмездно, главный Императорский павильон, за что был представлен Александру ІІІ. Во время аудиенции фабрикант преподнёс императрице Марии Федоровне штучный чайный сервиз, который ей очень понравился. На следующий год он был награждён орденом Святого Станислава третьей степени.
В конце ХІХ века мечта Матвея Кузнецова осуществилась – он объединил восемнадцать собственных предприятий, в том числе восемь фарфоровых и фаянсовых фабрик, создав «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий». Все товары маркировались единой отметкой «Товарищество М.С.Кузнецова».
Он стал крупнейшим поставщиком не только в России (две трети всего производства в отрасли), но и во всём мире. Это стало новой эрой в развитии керамики в стране. Но фарфоровый король и не думал останавливаться. Новой целью стало приобретение лучшего фарфорового предприятия России – завода Гарднера. Тем более, что к концу ХІХ века это производство стало терпеть убытки. В 1892 году Кузнецов выкупил фабрику у наследницы Гарднера.
В те годы кузнецовские сервизы стояли в каждом доме – от крестьян до дворян. Многие считают, что именно благодаря клану Кузнецовых обычные люди могли наслаждаться фарфором, который раньше считался привилегией богатых людей.
В начале ХХ века Матвей Кузнецов имел 15 постоянных торговых точек в России и несколько площадок в Персии, Турции и на Балканах. Для каждого региона он производил товар, востребованный на этом рынке.
Кузнецов старался следить за вкусами покупателей и выпускать товары для любой аудитории, оплачивая обучение своих мастеров художественной росписи в Строгановском училище.
В качестве признания заслуг Кузнецов получил от Императорского двора право использовать символ государства – двуглавого орла. Как лучший в своей отрасли, он имел звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
Магнат был награждён орденом Бухарской звезды, французского Кавалерского Креста и орденом Почётного легиона. Он был гласным Московской городской думы, выборным Московского биржевого общества, членом многих благотворительных учреждений.
Как и всякий миллионер, Кузнецов хотел жить красиво – он попросил архитектора Шехтеля возвести свой личный особняк на Первой Мещанской улице в Москве. А в начале ХХ века по его проекту был построен конторский дом на Мясницкой. Но тратил он не только на себя. На его деньги были построены пять больниц и пять училищ, три церкви, открыто несколько столовых для бедных, родильные дома.
Кузнецов умер в 1911 году в ранге фарфорового короля, на его похороны съехались все самые видные предприниматели того времени. Он оставил своим детям огромную империю, которую они поначалу активно развивали. Всё изменила Октябрьская революция. После 1917 года Кузнецовы лишились всех своих предприятий за исключением рижского филиала.
Сактаган СЕРДАЛИНА,
главный хранитель музея