Областной историко-краеведческий музей города Семей

Абай облысы
Семей қаласы, Абай көшесі, 90

Времён связующая песнь…

Ровно 95 лет назад, 20 июля 1925 года Европа впервые услышала казахские народные песни. Именно в этот день состоялось первое выступление великого казахского певца Амре Кашаубаева на Всемирной выставке декоративного искусства в Париже. Тогда его непревзойдённый голос и врождённый талант покорили сердца слушателей со всего мира, принесли известность и популярность.
Родился Амре Кашаубаев в 1888 году в Абыралинском районе Семипалатинской области. Несмотря на то, что его отец всё время упорно трудился, семья была бедной, еле сводила концы с концами. В 1900 году в поисках работы Кашаубай, отец Амре, отправился в Семипалатинск, однако в городе работу найти нелегко. Эти трудности подкосили здоровье Кашаубая, он уже не мог так усердно работать как прежде. И вся забота о семье легла на хрупкие плечи 12-летнего Амре. Он пошёл работать кучером к баю Исабеку. Работа эта пришлась ему по душе, ведь там он мог петь столько, сколько душе угодно.
Весь Семипалатинск слышал песни маленького Амре, и не один из жителей не остался равнодушным к самозабвенному пению. Певец полностью отдавал всего себя любимому делу, вкладывал всю свою трепетную душу в песню, пел во всю мощь своего уникального голоса. Вскоре слава об «әнші-бала», как его прозвали люди, разнеслась по всем окрестностям Семипалатинска. Люди стали его приглашать на торжества, где все гости оказывались в плену его пения. То, что Амре, сын бедного Кашаубая, стал теперь любимцем всего города, привлёк к себе всеобщее внимание, не понравилось баю Исабеку. Он назначил Амре ночным сторожем склада с овечьими шкурами, максимально отдалив от людей.
Однако отдалить Амре от песен ему не удалось. Ночами город слышал всё тот же пленяющий голос певца, раздающийся над Иртышом и рвущийся на свободу. Жители подолгу слушали народные песни, бередящие душу и звучащие в такт с биением сердца. Но всё же Амре было тяжело сидеть вдалеке от людей и он, отдав весь свой заработок родителям, отправился на Кояндинскую ярмарку — место сосредоточия всей культурной жизни Казахстана. Где, как не на этой ярмарке, проявить свой талант.
Эта поездка оказала большое влияние на Амре Кашаубаева, как на личность, певца. Восемнадцатилетний Амре увидел новые места, познакомился с множеством новых людей. В Коянды юноша познакомился с такими известными казахскими исполнителями, как Мади Бапиев, Сатмагамбет Ахметов, Габбас Айтбаев, Кали Байжанов, побывал на их выступлениях и понял, что он не хочет возвращаться сторожить овечьи шкуры, а хочет связать свою жизнь и судьбу с искусством, с пением. Этот праздник казахской песни произвел на Амре Кашаубаева потрясающее впечатление и стал, по сути, первой профессиональной школой. Там он пополнил свой репертуар, узнал о других манерах исполнения, отличающихся от семипалатинских. В Семипалатинск он вернулся уже опытным певцом, который многое увидел, многому научился.
В 1921-1924 годах Амре Кашаубаев является участником молодёжного просветительско-драматического кружка «Ес-аймак» в Семипалатинске, даёт концерты. Талант Амре развернулся в полной мере, город буквально жил песнями исполнителя. Частым посетителем кружка «Ес-аймак» был Мухтар Ауэзов, который сразу же обратил своё внимание на одарённого певца. Мухтар Ауэзов приглашает Амре в дом сестёр Лидии и Веры Становых: они решили послушать певца и оказались очарованы его пением. Сёстры предложили Амре посещать их дом, брать уроки, получать музыкальное образование. В 1924 году при активном участии сестер Становых и Мухтара Ауэзова был проведен областной смотр народных талантов. Более тридцати человек приняли в нем участие. Главный приз разделили Амре Кашаубаев и Кали Байжанов. После этого смотра слава о нём разошлась на весь Казахстан и достигла Москвы.
В Семипалатинский отдел народного просвещения неожиданно пришла однажды телеграмма следующего содержания: «Срочно прошу выяснить и сообщить, согласен ли певец-киргиз Амре Кашаубаев, проживающий в городе Алаш, Восточная улица, квартал 78, в доме Кашаубаева, принять участие в этнографическом концерте на Всемирной выставке в Париже при условии оплаты дороги, содержания и гонорара за выступления. Срок занятости его с 15 июня по 15 июля. Народный Комиссар Просвещения РСФСР А. В. Луначарский». Работники отдела народного просвещения были шокированы этой телеграммой. Как это, недавнего байского слугу, сына бедного Кашаубая, и приглашают выступать в Париже?! Никто не знал, как быть с этой телеграммой. Вскоре пришла и вторая, более настойчивая: «Прошу ускорить ответ на мою телеграмму о певце-киргизе Амре Кашаубаеве. Вопрос о наших концертах в Париже имеет государственное значение». Некогда было тратить время на раздумья, Амре отправили в Москву. Туда съезжались народные таланты из разных республик Советского Союза, представители разных национальностей. Перед отъездом этнографического ансамбля в Париж в Большом театре состоялся концерт, на котором с триумфом выступил и Амре. 26 июня 1925 года в газете «Правда» писали, что выступление «киргизского анши» Амре Кашаубаева можно назвать истинным «гвоздём сезона», что оно не уступает по художественной высоте творчества и исполнения лучшим номерам европейских виртуозов, а если сравнить «орудия производства», то и побивает рекорды: какими скромными средствами достигается потрясающее эмоциональное и эстетическое воздействие на слушателя!
В составе этнографического ансамбля Амре прибыл в Париж. Всего советские артисты дали в парижских залах одиннадцать концертов. С неизменным успехом выступал на этих концертах Амре Кашаубаев.
Первое выступление Амре состоялось 20 июля. Избалованная европейская аудитория с восторгом и очень тепло приняла певца казахских степей. Голос, родившийся на берегу Иртыша, прозвучал и на просторах Парижа. Пел Амре страстно, с любовью, самозабвенно, всей душой отдаваясь песне. Ценители искусства, слышавшие лучших теноров современности, до глубины души потрясены мастерством певца из далёкого, незнакомого им края, очарованы звучанием его верной спутницы и подруги – домбры. Для наглядности в экспозиции музея представлена домбра, схожая с той, с которой выступал Амре. На европейской сцене непривычно было слышать звуки этого степного инструмента. Во время выступления слушатели будто перенеслись в мир бескрайней степи, к стадам и юртам, где так же горестно и радостно бьются человеческие сердца в такт музыке. Когда смолкла домбра, зал разразился овациями, – Париж покорён. Казахская народная музыка оказалась понятной и близкой даже в далёкой Европе. Никто не остался равнодушным к происходящему на сцене, редкий певческий дар и артистизм Амре «загипнотизировали» слушателей. Выступления казахского певца стали темой всех разговоров в музыкальных гостиных города, дали темы журналистам столичных газет. Это было нечто большее, чем концертные выступления в обычном понимании этого слова. Это было приобщение Европы к фольклорным сокровищам казахского народа, к культуре древней и самобытной. Можно смело сказать, что благодаря выступлениям Амре Кашаубаева Казахстан стал для Европы двадцатых годов землёй неисчерпаемых духовных богатств, родиной народных талантов.
На этой парижской выставке Амре участвовал в одиннадцати концертах, исполнил такие песни, как «Ағаш аяқ», «Үш дос», «Қанапия», «Жалғыз арша», «Балқадиша», «Бесқарагер», «Дудар-ай», «Қос балапан», «Смет», «Қараторғай» и другие, и по праву получил второе место и заслуженную серебрянную медаль. Люди не могли оставить это без внимания. На фонограф были записаны 7 песен в исполнении Амре Кашаубаева, которые долгое время считались утеряны.
И лишь в 1974 году эти записи с голосом Амре были случайно обнаружены известным музыковедом Жаркыном Шакаримовым в Центральном московском архиве. Он был в составе лиц, которые поехали изучать историю искусства Кыргызстана. Среди множества документов была обнаружена запылившаяся коричневая книга с надписью «Киргиз Омре Кашаубаев», названиями исполненных им песен, а также номер звуковой ленты записи на фонограф. Как писал один из основоположников казахской детской литературы, друг и земляк Амре – Сапаргали Бегалин, «…сейчас ожило то, что считалось умершим, зажглось то, что считалось погасшим, и мы вновь с радостью слушаем голос любимого певца». Целых 49 лет записи считались потерянным, и внезапно обрели новую жизнь. Конечно, качество этих записей нельзя назвать хорошим даже несмотря на то, что они были отреставрированы. Однако слушая эти записи можно проникнуться неповторимым голосом Амре Кашаубаева, его манерой исполнения, необыкновенным талантом. В музее хранится диск с этими записями, с живым голосом Амре Кашаубаева. Этот диск передало музею руководство АО «РТРК Казахстан». Можно послушать такие песни, как «Балқадиша», «Ағаш аяқ», «Бесқарагер», «Дудар-ай», «Жалғыз арша», «Смет», «Үш дос» в оригинале. И именно тогда становится понятно, что эти песни действительно могли завоевать высшую награду, это совсем не удивительно. Недаром та поездка в Париж стала триумфальной. Она принесла Амре Кашаубаеву мировую славу и известность.
Из Парижа Амре вернулся домой, в Семипалатинск, а вскоре отправился в Кзыл-Орду – в то время столицу Казахской АССР. Там он стоял у колыбели первого казахского национального театра, принимал активное участие в организации театральной труппы, так как сам Амре обладал не только потрясающим талантом к пению, но и незаурядным талантом театрального актера. Впервые Амре Кашаубаев познал азы актёрского мастерства, участвуя в вечерах общества «Ес-аймак», что сильно помогло ему освоиться на театральной сцене. 13 января 1926 года Казахский театр драмы впервые поднял занавес. Ставилась пьеса «Енлик-Кебек» Мухтара Ауэзова. Амре Кашаубаев играл роль пастуха Жапала, и этот образ надолго запомнился зрителям своей выразительностью и правдивостью. Амре был актёром, тонко чувствовавшим внутренний мир персонажа и все созданные им на сцене образы отличались простотой, достоверностью, искренностью. И всё же наибольшим успехом и популярностью являлись его концерты. Тут его было невозможно превзойти. Стоило на афишах написать имя Амре Кашаубаева, как все билеты были распроданы, в концертных залах невозможно было найти свободного места.
Летом 1927 года состоялась ещё одна поездка в Европу, на этот раз в Германию, на музыкальную выставку во Франкфурте-на-Майне. Там он ещё раз показал миру богатство казахского песенного искусства, красоту и мелодичность народных песен. Его мастерство исполнения и уникальный голос вновь были высоко оценены публикой.
До конца своей жизни Амре Кашаубаев был артистом-певцом: давал множество концертов по Казахстану, играл в театральных постановках. Во всё, чем он занимался, Амре вкладывал частичку своей души, истинно народной, близкой и понятной всем.
Об уникальном голосе и удивительном исполнительском таланте казахского певца с восхищением писали в своё время Ромен Роллан, Анатолий Луначарский, Алькей Маргулан, Сабит Муканов, Мухтар Ауэзов.
Александр Викторович Затаевич – известный музыковед, этнограф, собиратель казахских песен и кюев, писал: «Амре не учился в консерваториях, голос его никто «не ставил», дыхание никто не «регулировал». И голос, и дыхание Амре – дар природы. Помню, меня потрясла необыкновенная музыкальная одарённость Амре». Также Затаевичем из уст Амре Кашаубаева были записаны народные песни «Балқадиша», «Көк көбелек», «Дудар-ай» и др., которые впоследствии вошли в его книги «1000 песен казахского народа» и «500 казахских песен и кюев».
К великому сожалению, жизнь великого певца казахской степи оказалась недолгой. 7 ноября 1934 г. в Казахском драматическом театре должна была состояться премьера оперы Евгения Брусиловского «Кыз Жибек», где Амре была отведена одна из главных ролей. Он тщательно готовился к выступлению, но в ночь с 5 на 6 ноября был найден мертвым на одной из улиц города Алматы. Официальной причиной смерти названо воспаление лёгких, однако обстоятельства его смерти и по сей день являются невыясненными. Весь Казахстан оплакивал певца, ставшего гордостью казахского народа, человека, прославившего национальное песенное искусство за пределами страны. Амре Кашаубаев оставил огромное творческое наследие, стоял у истоков казахского национального театра, становления казахской музыки в первые годы Советской власти. Он в полной мере овладел всем песенным богатством казахского народа и бережно донёс это богатство до наших дней. Прошло уже много лет, но песни, которые когда-то исполнял выдающийся певец Амре Кашаубаев, живут. Маленькие дети и старики, мужчины и женщины, казахи и русские — все они с радостью и любовью поют эти песни во всех уголках Казахстана, потому что в этих песнях живёт душа, широкая, как степи Казахстана, и чистая, как воды Иртыша…

Дарья КАЛИВОШКИНА,
специалист областного историко-краеведческого музея города Семей