- 01.03.2022
- Категория: Статьи

Александр Викторович Затаевич родился 20 марта 1869 года в Орловской губернии – музыкант-этнограф, композитор, народный артист КазССР.
Александр Викторович Затаевич известен, прежде всего как выдающийся фольклорист, неутомимый собиратель и исследователь казахской народной музыки. Два знаменитых сборника казахских песен и кюйев, записанных и опубликованных им, прочно вошли в современную музыкальную фольклористику и принесли их автору заслуженное признание. Первый сборник Александра Викторовича «1000 песен казахского народа», вышел из печати в марте 1925 года. Вслед за первым сборником в 1931 году издает второй – «500 казахских песен и кюйев».
А. В. Затаевич был первым композитором, который специально разрабатывал приемы художественной транскрипции казахской песни, создавал для нее многоголосную фактуру.
Если при подготовке первого сборника «1000 песен казахского народа» Затаевич работает только в Оренбурге, то для сбора песен и кюйев к остальным сборникам Александр Викторович выезжает в самые отдаленные уголки Казахстана и там, встречаясь со знаменитыми народными певцами и композиторами, обогащает коллекцию записанных песен и кюйев.
Так летом 1926 года А.В.Затаевич едет в Семипалатинскую губернию, где, тесно общаясь с казахами самых отдаленных аулов, записывает около 300 песен. Именно здесь он встречается со знаменитыми народными певцами Майрой Шамсутдиновой и Габбасом Айтпаевым.
Помимо научных этнографических трудов А.В.Затаевича широкой известностью пользуются и его художественные обработки многих десятков записанных им же мелодий. Высокую оценку музыковедов и критиков получили изданные А.Затаевичем пять серий фортепианных миниатюр, а также сборник для рабочей самодеятельности под названием «Песни Казахстана».
Труды А.В.Затаевича сыграли огромную роль в зарождении и развитии казахской оперы, а также в создании казахской симфонической и камерной музыки. Работа Александра Викторовича – неутомимого собирателя и страстного пропагандиста народного творчества, в которой казахская песня и казахская инструментальная музыка занимает первое место, была высоко оценена правительством и общественностью Казахстана. Еще в августе 1923 года он был удостоен высокого звания Народного артиста республики, чем он не переставал «гордиться до конца дней своих».
Яркий творческий портрет оставил А.В. Затаевич в своих комментариях о получившем широкую известность и за пределами Казахстана нашем великом земляке – певце Амре Кашаубаеве. Немалые заслуги в продвижении Амре Кашаубаева на всесоюзную и мировую арену народного искусства имеет и сам Александр Викторович, который с большой настойчивостью популяризировал исполнительское мастерство этого замечательного талантливого самородка. А.В.Затаевич в «500 песен» писал: «Амре Кашаубаев, выдающийся каркаралинский певец, с весны 1925 года состоящий в труппе Казахского государственного театра.
Кашаубаев – пока единственный из казахских певцов, которому довелось выступать за границей, а именно: летом 1925 года – в Париже, а годом позже – во Франкфурте-на-Майне, причем в обоих случаях – в этнографических группах, организованных Росфилом (Париж) и Воксом (Франкфурт-на-Майне), под управлением известного музыкально-этнографического деятеля, заслуженного артиста Гр.П.Любимова.
Большой культуры певец, с превосходным от природы поставленным голосом, Амре Кашаубаев восхищал своих слушателей, как красотой тембровой окраски своего голоса, так и непосредственностью исполнения. В его пении всегда чувствовалась глубокая осмысленность исполняемого им произведения, при этом это было не безучастное повторение хорошо заученных песен, а именно горячо-взволнованное повествование, идущее от самого сердца».
Из репертуара Амре Кашаубаева А.В. Затаевич записал одиннадцать песен, опубликованных им в «500 песен», среди которых такие превосходные образцы казахской классической народной песенной поэзии, как «Жалгыз арша», «Агашаяк», «Смет», «Бал-Хадиша», «Дударай»).
Александр Викторович несмотря на голод, холод, эпидемии собрал и сохранил прекрасные народные песни, чтобы уберечь это национальное достояние от забвения и искажений. Записывал – повсюду: на дому, на разного рода курсах, в школах, казармах, на базаре, в театре, одним словом – везде, где только встречал сколько-нибудь ценный источник для пополнения песенной коллекции.
В его трудах в Казахстане впервые появились характеристики творчества таких видных народных композиторов, как Абай Кунанбаев, Курмангазы Сагырбаев, Биржан Кожагулов, Жаяу Муса Байжанов, Даулеткерей, Балуан Шолак, Мухит, Ибрай, а также видных народных исполнителей Амре Кашаубаева, Габбаса Айтпаева, Кали Байжанова и др.
Он слушал не только степных акынов, свои знания ему передавали ярчайшие представители казахской интеллегенции – Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Сакен Сейфуллин, Жусупбек Аймаутов, Беимбет Майлин.
В комментариях к своей книге А.В.Затаевич напишет: «Как любитель и знаток отечественной песни, как прерасный ее исполнитель и хороший домбрист, Байтурсынов по справедливости также очень высоко ценится своими соотечественниками. С своей стороны, и я имел особенную возможность оценить эту сторону знаний и уменья почтенного Ахмета Байтурсыновича, так как к моему настоящему труду он проявлял всегда величайшее внимание и не только сообщал мне систематически, по записи в книжке, все известные ему песни: тургайские, кустанайские, актюбинские, букеевские и каркаралинские (последние – Семипалатинской губернии)», не только дал два превосходных “кюй-я” для домбры, но и вообще своими авторитетными указаниями и объяснениями в области казахской истории, этнографии и быта, много способствовал моей ориентировке среди массы собранного мною материала, за что я никогда не перестану быть ему особенно благодарным».
Впервые в истории казахского народа богатая и интересная музыка для домбры и кобыза была благодаря трудам Александра Викторовича зафиксирована на бумаге. В своих музыкальных трудах Александр Викторович Затаевич увековечил самобытную и богатую культуру казахского народа.
Александр Викторович Затаевич ушел из жизни 6 декабря 1936 года. Его именем в Казахстане названы улицы в Алматы, Нур-Султане, Караганде, Усть-Каменогорске и Семее.
Сактаган СЕРДАЛИНА,
областной историко-краеведческий музей г.Семей