Областной историко-краеведческий музей города Семей

Область Абай
г. Семей, ул. Абая, 90

Приговор -расстрел Алихан Букейханов

Неизмерима та глубина до которой хочу им поклониться и необъятна та высь, на которую они вознеслись – это о людях, для которых родная земля и народ были дороже их собственной жизни.
Кровавым катком пронеслась советская репрессивная машина по жизням и судьбам целой плеяды представителей казахской интеллигенции, которая составляла цвет нации. Они были безмерно талантливы, высокообразованны, имели широчайший кругозор во многих сферах науки, политики и общественной жизни. Титаны и настоящие государственники, они все положили на алтарь независимости своего народа и своей родной земли.
Казахские интеллигенты того поколения были людьми высокого порыва и самопожертвования, формировавшими мировоззрение своей эпохи. Они являются для нас, поистине безусловным образцом нравственности, бескорыстия и преданности национальному и гражданскому долгу.
Алихан Букейханов – видный общественный и государственный деятель, организатор и лидер национально-демократической партии «Алаш», глава первого казахского правительства Алаш-Орда, учёный-энциклопедист, основоположник казахского краеведения, талантливый публицист, он всю свою сознательную жизнь посвятил борьбе за свободу и политическую самостоятельность казахского народа.
Алихан Букейханов
Алихан Нурмухамедович Букейханов родился 5 марта 1866 года в ауле №7 Токыраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области.
Окончил Омское техническое училище (1888), экономический факультет Санкт-Петербургского лесотехнического института (1894). Обучаясь в Омске и Санкт-Петербурге, Алихан Букейханов был знаком с русскими учеными, такими как Г. Потанин, академики Ф.Щербина, С.Швецов, Бартольд и Радлов. Будучи студентом, А. Букейханов, наряду с блестящим освоением основных предметов, изучает западную философию, русскую классическую литературу и юриспруденцию. Он перевел на казахский язык и дал комментарии к философским изречениям Льва Толстого, которого он называл «последним из пророков», а также состоял в переписке с В. Короленко.
Оживление политической жизни в Казахстане, начавшееся в 1905 году, связано с первой Российской революцией. Алихан Букейханов принял активное участие в массовом антиколониальном выступлении в Каркаралинске. Он стал главным инициатором и основным автором «Петиции казахов», которая позднее получила название «Каркаралинская» Как указано в четвертом пункте «Петиции казахов», необходимо добиться «признания земли, занимаемой казахами, их собственностью». Алихан Букейханов был убежден, нет государства без собственной территории.
В петиции казахи требовали внедрения родного языка и письменности во всех начальных школах, где обучаются дети казахов; издания газет на казахском языке; введения делопроизводства на казахском языке.
Букейханов был избран депутатом в Первую Государственную Российскую думу по Семипалатинскому округу, участвовал в составлении документа, названного «Выборгским манифестом», осуждающем роспуск Первой Государственной Думы. За активную деятельность против колониальной политики царизма Алихан Букейханов сидел в тюрьмах Семипалатинска и Павлодара.
После роспуска Первой Государственной Думы, лишенный возможности привлечь внимание к проблемам казахского народа, Алихан Букейханов пытается сделать это через российскую печать. В «Сибирских вопросах» появляются его статьи «Переселенческие наделы в Акмолинской области», «Русские поселения в глубине Степного края», «Отчуждение киргизских орошаемых пашен», которые убедительно доказывают, что традиционная форма хозяйствования казахов – кочевое скотоводство – не прихоть казахов, не дань «природной лени», а единственная возможность выжить в условиях сурового и засушливого климата. А. Букейханов разоблачил лживые призывы царского правительства «облагородить степь» как не имеющие оснований и несущие только бедствие народам степи.
Большим шагом в стремлении разбудить национальное самосознание казахов и в организации просветительской деятельности стало издание первой газеты «Казах», где приняли участие А. Букейханов, А. Байтурсынов, Х. Досмухамедов, М. Дулатов и другие. Это ярко демонстрирует пробуждение прогрессивной демократической и патриотической казахской интеллигенции в начале ХХ века. Алихан Букейханов под псевдонимом «Кыр баласы» – «Сын степей», «Степняк» печатал такие статьи, как «Дума и казахи», «Думские партии». В 1916 году Букейханов озвучил идею земства как органа местного самоуправления, существующего во взаимодействии с центральной властью – одним из главных элементов его политической программы.
Февральскую революцию казахская интеллигенция встретила с одобрением и пониманием, так как народ освободился от гнета и насилия царизма. Используя демократизацию общественно-политической жизни в стране, казахская интеллигенция решила создать свою политическую партию. В июле 1917 года на Всеказахском съезде в Оренбурге была образована партия «Алаш». Эта была первая политическая партия в истории казахского народа. Вскоре был разработан проект программы партии, состоящий из 10 разделов.
Свое кредо Алихан Букейханов изложил в статье «Почему я вышел из партии кадетов», выразив свою точку зрения одной лишь фразой, что он против «сохранения империи при существующих границах». В декабре 1917 года по инициативе А. Букейханова на Всеказахском учредительном курултае была провозглашена «Алаш-Орда – автономия казахов, имеющая единую территорию, историю, культуру и язык, гарантирующая права национальных меньшинств и пропорциональное представительство во всех учреждениях автономии. Съезд решил, что в состав автономии должны войти: Букеевская Орда, Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская. Сырдарьинские области и районы Закаспийской области и Алтайской губернии, населенные казахами и поручил Алаш-Орде «немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казахским населением». Бурная деятельность молодой автономии проходила в сложных условиях, но все же работа велась активно.
За 1918 год правительство Алаш издает ряд распоряжений, регулирующих основы землепользования, ведет переписку с другими автономиями. Находясь в эпицентре гражданской войны, отряды Алаш-Орды принимают участие в боевых операциях против большевиков, но большевики все же приходят к власти. Начинается переговоры между руководством советов и партией «Алаш». Итогом этих переговоров стало обещание материальной помощи на культурные нужды будущей автономии, установление мира. Позднее активисты «Алаша» начали подвергаться репрессиям, при этом обе стороны не доверяли друг другу, так как Советы хотели с помощью лидеров и активистов партии «Алаш», усилить свое влияние среди казахского населения. В марте 1920 года Алаш-Орда была окончательно ликвидирована, но ее члены подвергались гонениям и репрессиям еще многие годы. Несмотря на недолгое существование, движение Алаш оказало огромное влияние на историю Казахстана. Именно лидерами этой партии, еще в начале века, была выдвинута идеи о создании независимого суверенного Казахстана. Многие члены движения были не только правозащитниками и политическими деятелями, но и крупными просветителями.
Алихан Букейханов оставил очень богатое, бесценное наследие. Одна лишь его публицистика насчитывает более тысячи статей, очерков и заметок, опубликованных в более чем 50 газетах и журналах, ряд фундаментальных научных трудов, очерков по истории Казахстана, антропологии, земледелию, животноводству, литературе и другим отраслям знаний до и после Октябрьского переворота. В последние годы увидели свет многие научные исследования и публицистические статьи Алихана Букейхана, долгие годы бывшие под запретом.
Судьба казахской интеллигенции тех лет отразилась и в биографии А. Букейханова. Трижды осужденный царским режимом за политическую деятельность, подвергнутый ссылке за пределы Казахстана, он и в советское время неоднократно арестовывается правоохранительными органами,
До своего последнего ареста в июле 1937 года лидер «Алаша» Алихан Букейхан 10 лет находился под домашним арестом в Москве. Дорога в родные степи ему была строго запрещена. Тем не менее, он пытался поддерживать связь с соотечественниками по переписке. Его единственное чудом сохранившееся письмо, обнаруженное в личном архиве Сарсена Аманжолова, было датировано 1934 годом. Советская власть не сразу поглотила его в своем чреве. Лидер казахской нации содержался в Москве в условиях ссылки, без прав и свобод, был обречен на нищенское существование.
Алихан Букейхан был арестован в последний раз и заключен в Бутырку 26 июля 1937 года.
27-го сентября 1937 года печально известная «тройка» из Военной Коллегии Верховного суда СССР приговаривает Алихана Букейханова, как дословно написано в документе, «к высшей мере уголовного наказания – расстрелу». Приговор был приведен в исполнение в тот же день…

М.Карамбаева,
специалист отдела «Истории семейского региона».